Первые впечатления о жизни у Стожарова связаны с деревней, хотя родился он в Москве (в 1926 году). Деревня, куда родители отсылали мальчика на лето, навсегда вошла в его сознание как ожидание чего-то заманчивого, когда душную городскую квартиру сменяло раздолье деревенских полей.
Вечерами дружная родня собиралась за столом с «золотым» самоваром. Иногда пели песни, рассказывали старинные предания. Так сладко было ночью засыпать на сеновале, а утром просыпаться от звонкого крика петуха!..
Отец работал шофёром, нередко брал мальчика с собой. Вкус к поездкам, к переменам места остался у Стожарова на всю жизнь.
Склонность к рисованию пробудилась рано. Возможно, ещё тогда, когда он стремился подражать старшему брату, серьёзно занимавшемуся живописью. Или когда рассматривал любительские акварели матери, висевшие на стенках их комнаты. А возможно, и тогда, когда его дядя, взяв в руки карандаш, подзадоривал: «А так ты, наверное, не умеешь?» И очень ловко рисовал то лошадку, то собаку, то домик.
Твёрдое решение стать художником появилось с тех пор, как Стожаров познакомился с И.С. Копиным, художником-профессионалом, жившим по соседству. Сам Копин любил писать пейзажи, натюрморты, реже – портреты. Много писал Подмосковье, хороши были его крымские этюды. Позируя Копину, мальчик постигал умение владеть карандашом и кистью, все премудрости предварительной работы: грунтовку холста, составление красок, наблюдал весь процесс создания картины.
Впоследствии Копин внимательно следил за развитием Стожарова-художника, неизменно бывал на всех его выставках. Любовью к искусству, увлечением пейзажем и натюрмортом Стожаров во многом обязан своему первому учителю.
В 1939 году на приёмных экзаменах в среднюю художественную школу при Московском институте изобразительных искусств экзаменаторы обнаружили, что тринадцатилетний Володя Стожаров грамотно рисует, разбирается в композиции, владеет техникой масляной живописи. Его приняли. Он ходил теперь с этюдником через плечо. И неважно, что тот был сделан своими руками из фанеры и оклеен обоями.
Школа, куда поступил Стожаров, организована была в 1938 году. Инициаторы её создания – И.Э. Грабарь и С.В. Герасимов. Первые преподаватели школы являлись энтузиастами своего дела, которое было ново и требовало много сил и внимания. Это был дружный и слаженный коллектив. В первые наборы школы попали талантливые ребята. Вместе со Стожаровым учились известные сейчас мастера: Г.М. Коржев, В.И. Иванов, И.В. Сорокин, И.А. Попов, В.Н. Гаврилов, братья С. и А. Ткачевы и С. и А. Тутуновы, Н.А. Годин, В.А. Бабицын, И.Д. Архипов и другие.
Общим идейным направлением средней художественной школы было воспитание учащихся на образцах русского национального искусства. Русская школа живописи стояла на первом месте. Суриков, Репин, Коровин, Врубель были особенно любимы. Тайны мастерства постигались и на шедеврах западно-европейской живописи.
С благодарностью вспоминает Стожаров своих учителей: В.В. Почиталова, А.П. Шорчева, П.Т. Кошевого, С.П. Михайлова.
Вспоминая Стожарова-ученика, Почиталов отмечал: «Это был талант, но ещё не выявленный. Мои ребята формировались, как морская галька, когда каждый камешек, соприкасаясь с подобными, обретает свою форму. Ученики учились не только у преподавателей, но и друг у друга».
Из летних поездок на практику Стожаров привозил массу этюдов. Вот скошенное поле со скирдами. Написать их – задача не из лёгких. Золотистые скирды стояли против солнца. Писал долго, терпеливо, упорно. Казалось, что этюд удался. Но справедливый и строгий учитель не спешил с похвалой, придерживаясь принципа – к каждому подходить индивидуально: одного надо хвалить, пусть даже преждевременно, другому – такому, как Володя Стожаров, – лучше прямо и открыто указать на ошибки, подробно их разобрать. Пусть пострадает от этого самолюбие, но это будет хорошим стимулом для более упорных поисков. Умение настойчиво добиваться поставленной цели – эта черта характера молодого Стожарова явилась очень ценной для формирования его как художника.
Многое дал Стожарову и другой его учитель, Акинтин Петрович Шорчев. Человек тонкого вкуса, он ценил художников французской школы: Сислея, Коро, Добиньи. Его постановки привлекали не только красивой цветовой гаммой, но и изысканностью. Он учил своих питомцев богаче использовать цветовую палитру. «Разверните её, как гармонь, почувствуйте богатство всех её оттенков, не играйте на двух-трёх нотах, используйте все её возможности»,– любил повторять Шорчев. Ошибки учеников он исправлял наглядно, с кистью в руках. Именно в те годы перед Стожаровым открылась вся притягательная сила натюрморта, появились привязанность и вкус к нему.
Рисунку Стожаров учился у С.П. Михайлова и П.Т. Кошевого. Они открыли для него тайны живописного тонального рисунка. Кошевой отличался умением так удивительно красиво сажать натурщика, что всегда чувствовались и прелесть поворота, и характер складок, и красота линии. Он поражал умением написать натуру почти одной краской, но с тонким пониманием тона. А Михайлов мог смело, широко и вместе с тем точно схватить характер предмета, подчеркнуть его выразительность.
В годы Великой Отечественной войны школа эвакуировалась на Урал, в Башкирию, в село Воскресенское. В сложных, трудных условиях жизни формировался характер будущих художников.
Преподаватели М.В. Добросердов и В.В. Почиталов вспоминают, как тяжело переживали ребята разлуку с родными, как война сплотила коллектив, и чья-то беда, врывавшаяся в жизнь ребят смертью близких на фронте, становилась общей. Натурой для ребят служили те люди, среди которых они жили и работали на колхозных полях. Штатных натурщиков не было. Писали местных девчат в дублёных полушубках, стариков и женщин с натруженными руками, пейзажи Башкирии. Страстная увлечённость изобразительным искусством, которую сумели разжечь в ребятах преподаватели, помогала бороться с трудностями времени.
Воспитание в коллективе формировало прямоту, искренность, откровенность. Совесть человеческая и тесно связанная с ней художественная совесть всегда были под контролем товарищей и преподавателей. Ложь не допускалась ни в отношениях между ребятами, ни в работе. И неслучайно поколение художников, начавшее свой путь в искусстве в годы Великой Отечественной войны, дало таких мастеров, как В.Ф. Стожаров с его страстной любовью к жизни и к Родине, Г.М. Коржев с его обостренной чуткостью к людскому страданию и высоким чувством гражданственности и патриотизма, В.И. Иванов – беспокойный, ищущий художник, лучшие свои полотна посвятивший прославлению русской женщины-труженицы.
В 1944 году художественная школа вернулась в Москву. Сразу же после возвращения Стожаров решил отправиться в своё первое путешествие. Хотелось попробовать силы в самостоятельной работе. Он приехал в Кострому, раздобыл лодку и отправился вниз по Волге, до г. Горького. Писал пейзажи, делал портретные зарисовки. Деньги на жизнь добывал собственным трудом: разгружал баржи с лесом, причём делал это не только ради заработка, но и с целью лучше понять тех людей, которых писал.
Сохранился этюд, который как память о тех днях хранится в мастерской Стожарова. С утра моросил дождь, день был не рабочим, и художник, примостившись на берегу, писал берег Волги, лодки у причала и неподвижную, словно уставшую за день баржу – ту самую, с которой однажды неуклюже свалился он с тяжёлым грузом прямо в ледяную воду.
В Москву возвращался со множеством этюдов. «После этой поездки,– говорит художник,– я как-то сразу повзрослел».
В 1945 году Стожаров поступил в Московский государственный художественный институт. Преподавание в институте в те годы не отличалось единством требований. Если В.В. Фаворская и И.И. Чекмазов требовали широты и беглости письма и мирились с приблизительностью в рисунке, то Д.К. Мочальский и Г.К. Савицкий требовали точного рисунка, тщательной проработки его. Занятия у Мочальского явились во многом как бы продолжением учебы у Кошевого: и тот и другой были учениками А.И. Савинова. Мочальский преподавал увлечённо. Мягкий, но требовательный, сам умеющий подмечать острохарактерное, он и ученикам старался привить эту способность. Г.К. Савицкий, сын известного русского художника XIX века, был прекрасным рисовальщиком. Промахи учеников он всегда объяснял наглядно.
Большое влияние на Стожарова оказали также преподававшие в те годы в институте С.В. Герасимов и И.Э. Грабарь, хотя непосредственно у них он и не учился. Методы преподавания Почиталова, Герасимова и Грабаря имели много общего. Противник всякой фальши в искусстве, Стожаров тянулся к преподавателям, которые могли ему дать знания, необходимые на пути к искусству реалистическому.
Для своей дипломной работы Стожаров выбрал тему из жизни рыбаков. Она была ему знакома. Живы были впечатления от поездки по Волге. Картина «Сверх плана» (1951) писалась в Астрахани, куда поехало сразу несколько дипломников. В неё было вложено много труда, собрана масса этюдов. Художник тщательно изучал жизнь рыбаков, работал вместе с ними. (В фигуре молодого рыбака с ковшом можно узнать самого Стожарова.)
Стожаров начал самостоятельную работу в середине пятидесятых годов. Это было послевоенное время. Прошедшая война наложила свой отпечаток на жизнь и на искусство. Пробудился интерес к героическому прошлому нашей родины. Обострилась любовь к национальному, народному. Неслучайно в эти годы начали возрождаться народные промыслы, особое внимание было уделено охране и изучению памятников древнерусского зодчества. Многие художники обратились к жизни деревни, где национальное своеобразие выражено ярче. Рождённые войной темы были различны, но общим в них был дух героики и пафоса, глубокое уважение к людям труда, их делам. Тесная связь с жизнью отличала лучшие произведения этих лет.
Пейзажная живопись переживала в эти годы своеобразный подъём. Стремление к созданию героического пейзажа песенно-эпического склада заметно ощущалось у многих художников как старшего поколения, так и молодых. Природа, разбуженная послевоенными стройками, освоением целинных земель, начинает всё больше привлекать художников. Правда, многие работы этого периода отличались некоторой прямолинейностью, и поэтизации в них было больше, чем поэзии. Но время это принесло свои хорошие плоды.
Оно оказалось благоприятным для развития и расцвета своеобразного таланта, каким обладал Стожаров-пейзажист, влюблённый в деревню, в народное творчество, художник искренний, эмоциональный, творчеству которого свойственны простые, задушевные интонации.
Очень большое значение для формирования молодых художников имело тогда устройство ежегодных молодёжных выставок. Это было не только стимулом к работе, но являлось и хорошей школой. Молодому художнику нелегко попасть на выставку, где экспонируются произведения более опытных мастеров. Молодёжные выставки давали возможность показывать по четыре-пять произведений одного автора. Участники могли сравнить свои работы с работами сверстников, острее увидеть достоинства и недостатки.
Практика командировок, когда художник получал материальную помощь и мог спокойно работать, опыт работы в коллективе – обычно в поездки отправлялись группами – тоже имели положительные результаты.
Стожаров много ездит в эти годы по стране, участвует на всех молодёжных выставках. Игарка, Енисей, Ангара, Красноярск, Ярославль, Кострома не раз видели Стожарова с этюдником.
Весна. Большая Пысса. 1971–72.
Село Большая Пысса. Морозная ночь. 1971. Нижегородский государственный художественный музей.
Муфтюга. Март. Амбар и прясла. 1966. Национальная галерея Республики Коми.
Село Большая Пысса. Весенний снег. 1964. Частное собрание, Германия.
Село Большая Пысса. 1964. Частное собрание.
Река Ёртом. Ледоход. 1969. Частное собрание.
Дом с красной дверью. 1965. Частное собрание.
Сёрдла. Колхозные амбары. 1969. Частное собрание.
Деревня Сёрдла. Коми АССР. 1969. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Село Муфтюга. 1972.
Село Большая Пысса. 1967.
Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева.
Село Важгорт. Белая ночь. 1967. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Возят сено. 1969. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.
Лязюв. 1969. Национальная галерея Республики Коми.
На краю села. 1965. Волгоградский областной музей изобразительных искусств.
Село Важгорт. 1965. Одесский художественный музей.
Село Муфтюга. Наша комната. 1966. Частное собрание.
В мастерской. 1965.
© 2009-2024, Все права защищены.