ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ СТОЖАРОВ
Член-корреспондент Академии художеств СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Государственной премии имени И.Е.Репина
...Имя Стожарова стало появляться среди художественной молодежи с начала 50-х годов, и с тех пор, в течение двадцати лет, не было ни одной крупной выставки изобразительного искусства, где бы его произведения не были замечены зрителями и критикой, не впечатляли бы своей серьезностью и строгой красотой, напряжением мысли и чувства, цельным гармоничным колоритом.
Развитие художника казалось ровным, без резких поворотов и скачков, и он медленно, последовательно добивался поставленной цели, с огромным трудолюбием и упорством штудируя излюбленные живописные мотивы. ...Он шел неуклонно вверх — росло живописное мастерство художника, глубже проникал его взгляд в суть явлений, значительнее и духовно богаче становились его образы. И в произведениях 70-х годов — больших пейзажах и натюрмортах... дарование его достигло расцвета.
...Со студенческих лет он начинает ездить в северные области России. ...Постепенно...эти поездки превращаются в настоятельную потребность жить и работать в дальних деревнях, в гуще народа; села и города русского Севера становятся для Стожарова... творческой мастерской...
Сотни тонких, полных задумчивости и поэзии живописных этюдов посвящает Стожаров русскому Северу. Его привлекают большие северные села с рядами прочно рубленных деревянных домов, с маленькими баньками на сваях у реки, небольшие провинциальные города с возвышающимися в центре древними соборами и кипящей вокруг них современной жизнью.
Этюды Стожарова — не эскизные наброски, а серьезные живописные штудии... Художник зорким взглядом изучает каждый дом, каждый сарай, каждое окошко и бревно: как они построены, пригнаны друг к другу, какой у них цвет, форма, характер. Поэтому он часто располагает на холсте лишь один дом и пишет его внимательно, вплотную, как портрет живого существа...
...С глубоким вниманием присматривается Стожаров к людям русского советского села. Их спокойное достоинство, естественная деловитость, простодушная веселость — все это трогает и волнует художника. Одна за другой появляются в его творчестве жанровые картины, посвященные жизни современного колхозного села: "Приезд на слет колхозников-передовиков", "Село Андрейково. Покров.", "Исады. Переправа".
...Люди в простой, подчас неуклюжей, но живописной одежде заполняют улицы села: съехались колхозники на розвальнях, суетятся трактористы у своих машин, женщины в полушубках и платках смеются и спорят с парнями, спешат люди в сельсовет, толпится народ на переправе, девушки в цветастых платьях танцуют под гармонь... — словом, кипит будничная сельская жизнь.
...При таком пристальном интересе художника к народным основам жизни, к крестьянскому быту, сельской архитектуре в живописи его нет ни огрубления, ни примитивности, ни малейшей подделки "под народность", напротив, Стожаров все свое умение, все профессиональные живописные навыки, весь художнический темперамент вкладывает в изображение жизни простых людей, стремясь найти самое точное и тонкое отражение того, что видит, знает и любит.
...Но вот в жизненную биографию художника врывается знакомство с Италией, и живопись его загорается новыми красками... Художника, привыкшего к полутонам Севера, Италия поразила феерией ярких красок. В его итальянских этюдах, особенно написанных в Венеции с ее каналами, причудливыми палаццо и живописными обветшалыми домиками, красочное богатство, игра цветовых рефлексов, их солнечная прозрачность достигают наивысшей степени.
...Многое...увидел и почувствовал Стожаров особенно во время второй поездки в Италию в 1967 году, которая падает на наиболее зрелый период его творчества.
...Натюрморт занимает особо значимое место в творчестве Владимира Федоровича Стожарова. Выбор сюжетов, композиция предметов, колористический и живописный строй и — главное — весь образный характер натюрмортов Стожарова подчинены одной идее — воспеванию быта, творчества, труда русского крестьянина.
Незавершенным остался творческий путь Стожарова, он ушел из жизни в расцвете сил и унес с собой много замыслов, дум и мечтаний. Но сделанное им в искусстве очень значительно, и он занимает свое, особое место в советской культуре. Двадцать лет творческого труда, отданного одной идее, одной художественной теме, при постоянном совершенствовании и развитии своего мастерства — таких примеров в истории искусства немного.
...Сочетание силы эмоционального переживания с художественным осмыслением жизни составляет особенность творчества Владимира Федоровича Стожарова, и это позволяет высказать уверенность, что искусство его всегда будет волновать людей.
(Из статьи Л.Крамаренко "Русский живописец Владимир Стожаров", журнал "Художник", 1974, № 11.)
© 2009-2024, Все права защищены.